Как сообщает агентство «Росбалт», штаб кандидата в губернаторы Новосибирской области Ивана Старикова намерен добиваться изменения закона о выборах главы региона - в областном суде будет оспорен принцип муниципального фильтра. Напомним, для выдвижения кандидата в губернаторы требуется собрать 297 подписей депутатов, причем 55 из них - уровня муниципальных районов и городских округов. Иван Стариков (он выдвинут на пост главы региона партией «Гражданская инициатива») уже подал документы в избирком. Теперь, чтобы начать сбор подписей, члены штаба кандидата отправляли персонально адресованное письмо конкретному депутату с просьбой ответить в порядке, установленном законом о рассмотрении обращений граждан.
"Мы удостоверились, что задача нерешаема для кандидатов, альтернативных власти, что они не могут использовать возможности, которые дает кандидату, например, должность исполняющего обязанности губернатора. Трудности - начиная от отсутствия доступа к сведениям о муниципальных депутатах, заканчивая тем, что подавляющее большинство из них - это депутаты от "Единой России" или люди, так или иначе находящиеся в отношениях субординации с главой региона, с областной администрацией. Мы пришли к выводу, что здесь не столько дефект исполнения, сколько дефект самой нормы, которая установила этот муниципальный фильтр. В 2012 году муниципальный фильтр прошел проверку в Конституционном суде РФ, и КС РФ признал, что подобная процедура сбора подписей не противоречит Конституции. Но при этом КС сделал ряд очень важных разъяснений, которые дают нам основания для обращений в Новосибирский областной суд для оспаривания ряда положений областного закона о выборах губернатора", - цитирует агентство Витту Владимирову.
Активистка уточнила, что согласно разъяснению КС муниципальный депутат, когда он принимает решение о том, чтобы поставить подпись о поддержке выдвижения кандидата или об отказе в этом, действует не как рядовой гражданин, не как простой избиратель. КС разъяснил, что муниципальный депутат действует как выборное лицо местного самоуправления, как фигура публичная, что он должен выражать не просто собственное мнение, а мнение муниципального сообщества, и что речь идет о полномочии, которым наделены депутаты.
"В этой связи есть крайне важные обстоятельства. Первое вытекает из антикоррупционного законодательства: если есть полномочие органа власти, должностного лица, то должна быть и процедура его осуществления. А если есть решение о выборе, то должны быть и критерии. И отсутствие процедуры, отсутствие критериев - это, безусловно, коррупционный фактор. Никакой процедуры, которая хоть сколько-нибудь регламентировала сбор подписей муниципальных депутатов, в законе Новосибирской области нет. Поэтому получается, что депутаты могут действовать абсолютно произвольно, что для должностных лиц прямо запрещено законом", - подчеркнула Витта Владимирова.
Согласно другому разъяснению КС, это делает норму неконституционной и недействующей. Потому что изначально депутаты избирались в местные советы на иных условиях.
"Муниципальные депутаты получают свои полномочия от избирателей. И это те полномочия, которые были записаны в уставе муниципального образования на момент проведения выборов. Выборы в муниципальные образования Новосибирской области массово прошли в 2011 году, потом были частичные довыборы. А муниципальный фильтр появился только в 2012 году. Поэтому получается, что депутаты на то, чтобы фильтровать будущих губернаторов, полномочий от граждан не получили. В законе о местном самоуправлении закреплено, что новые полномочия могут исполняться только депутатами нового созыва. А здесь получается, что мнение муниципального сообщества выражают люди, которые на это не были уполномочены", - заявила агентству «Росбалт» Витта Владимирова.
Владимирова уверена, что этого достаточно, чтобы просить областной суд признать положения о муниципальном фильтре недействующими и закрепить, что основание для регистрации кандидата принимается без подписей муниципальных депутатов. "Мы приходим к выводу, что это дефект процедуры, ничем не регламентированной, что вместо фильтра мы получили шлагбаум", - заключила Витта Владимирова.
Активистка сообщила, что по данному поводу группа законопослушных граждан страны также намерена обратиться к президенту РФ, чтобы он как гарант Конституции вмешался в ситуацию, в том числе путем законодательной инициативы. В ином случае выборы губернаторов не могут быть конкурентными при складывающейся ситуации, полагает Витта Владимирова.
Муниципальный фильтр, напомним, и впрямь стал камнем преткновения для многих партий. В том числе, потому, что это предполагает дополнительные расходы на сбор и нотариальное заверение подписей.
Отметим также, что штабу Старикова удавалось добиться в суде самых неожиданных решений. Так, в марте этого года суд отменил регистрацию в качестве кандидата в мэры Новосибирска исполняющего обязанности главы города Владимира Знаткова (он был выдвинут партией «Единая Россия»). Чиновника, по иску Старикова, сняли с предвыборной гонки за «использование служебного положения». Правда, вскоре суд восстановил его в этом статусе.
Избирательная кампания по выборам главы региона, по сути, начата. В настоящее время документы в облизбирком подали кандидат от ЛДПР депутат Госдумы Дмитрий Савелье, представитель партии «Народ против коррупции» Александр Мухарыцин, вице-мэр Новосибирска Иван Стариков («Гражданская инициативой») и врио губернатора НСО Владимир Городецкий, победивший на праймериз "Единой России".
Справка:
Выборы губернатора Новосибирской области пройдут 12 июня 2014 года. Среди 830 депутатов муниципальных районов в Новосибирской области 565 представляют «Единую Россию», 100 человек - КПРФ, 52 депутата поддержаны «Справедливой Россией» и 28 - либеральными демократами.