Как золотая осень превращается в позднюю, первыми замечают речники. За эту навигацию они уже забросили 3 миллиона тонн грузов. Сейчас суда возвращаются на базу.
В октябре работает почти круглосуточно команда туера "Енисей". Этот буксир тянет суда через Казачинский порог вверх по течению - последний в России и единственный в мире. Осенью команда отдыхает лишь в часы, когда над рекой - непроглядный туман.
Скорость течения на Казачинском пороге - 20 километров в час. Красноярский флот слишком тихоходный, поэтому самостоятельно пройти порог не может. Есть места, где от днища теплохода до каменного дна не больше 30 сантиметров, поэтому на туере 2 капитана.
Владимир Скурыгин, капитан-наставник на Казачинском пороге: "Большое течение, извилистая река, каменистая. Большой перепад воды, сужение фарватера - ширина в этом месте всего 70 метров. Самое узкое место от Красноярска до Ангары".
В Советском Союзе опасный порог хотели даже взрывать, но это привело бы к обмелению Енисея. Пороги - естественные фильтры реки. Туер "Енисей" строили в Красноярске по спецчертежам. Его мощность - 2 тысячи лошадиных сил, вместо двух двигателей - 5.
И себя и судно туер, которому в следующую навигацию исполнится 50, тянет с помощью троса, проложенного по дну. Весь опасный участок - 4 километра, проходят в среднем за час. Потом "Енисей" возвращается к следующему судну.