Самая яркая и оригинальная премьера сезона. Так уже окрестили Мессу Бернстайна меломаны, хотя ее только сегодня представляют на сцене оперного. Зал полон, как и полны предвкушением сердца присутствующих. Такую постановку в мире увидишь редко, а в России она выходит на театральную сцену впервые.
Айнарс Рубикис, главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета: "Мне важно, чтобы зритель ушел из зала совсем другой, и это неважно - спектакль или концерт, но чтобы зрителю было о чем подумать. И, по-моему, месса - это тот жанр, который дает нам это понять".
Джаз, рок, классика. Это музыкальное полотно Бернстайн соткал, переплетая нити разных жанров и вокальных стилей. В основе канонические латинские тексты, звучащие на лад современности. Изломанный ритм и мелодия, бравада оркестра, сменяются идеальным созвучием смешанного хора, музыкантов и солистов. Мессу Бернстайн написал в 1971 в память о Джоне Кеннеди. Война во Вьетнаме, сексуальная революция, движение хиппи, падение нравственности и культуры. Протестные настроения охватили в то время штаты... и легли в основу музыкального произведения.
Резия Калныня, режиссер (Латвия): "Любовь, одиночество, жажда теплоты, прикосновения, взаимопонимания, там все есть. Там, по-моему, намного актуальнее Месса сейчас, чем когда я родилась".
После первой премьеры Месса вызвала резкую критику Ватикана, хотя в начале двухтысячных ее исполнили и там. А в ФБР ее назвали антивоенной, противоречащей политике государства. Так что это произведение революционное не только в мире музыки. Кроме того, оно актуально и сегодня, поскольку вопросы духовности как никогда остры.
Месса - постановка масштабная. Массивные декорации, на сцене две с половиной сотни артистов. Произведение неоднозначное, и думается оно вызовет неоднозначную реакцию публики. Но неоспоримое достоинство музыки Бернстайна в том, что она найдет отклик в сердцах как любителей классики, так и поклонников рок-н-ролла.