Вместо пульта с кнопками - компьютер. Вместо десятка диспетчеров - всего один. Новосибирские ученые из института автоматики и электрометрии создали уникальную систему управления движением поездов.
Юрий Золотухин, заведующий лабораторией Института автоматики и электрометрии СО РАН: "Сейчас фиксируются все действия оперативного персонала, фиксируются все действия аппаратуры: что сработало, что нет. Можно, в случае аварии, прочитать историю".
6 лет от создания пробного образца до замены всех пультов на станциях новосибирского метро. Подобной системы нет нигде в стране. Сейчас автоматикой заинтересовались в европейской части России, но денег на внедрение разработки сибиряков нет. Директор Института Анатолий Шалагин недавно получил звание академика. Не исключено, что это поможет продвинуть ноу-хау.
Анатолий Шалагин, директор Института автоматики и электрометрии СО РАН: "Мы надеемся, я не гарантирую, что поможет, академиков они видели всяких и много, но, тем не менее, особенно было бы важно привлечь внимание РЖД к этому, там поле не паханное".
В институте автоматики, почти каждому фундаментальному исследованию сопутствует прикладное. Но от идеи до воплощения - дорога длинная.
Сергей Бабин, заместитель директора Института автоматики и электрометрии СО РАН: "Ждать, когда к тебе придут, бесполезно, в основном приходится уговаривать, объяснять. Люди, которые работают в промышленности, они говорят на другом языке, и тут задача перевода с языка науки на язык конкретных технологий".
Вручную или с помощью автоматики управлять поездами? Разница есть. Например, отныне новосибирцы застрахованы от типичных аварий, которые случаются в метро. Столкнуться поезда у нас физически не смогут.
Юрий Золотухин, заведующий лабораторией Института автоматики и электрометрии СО РАН: "У нас не переведется стрелка для поезда, не откроется светофор на занятый путь, ничего не будет, все могут ездить спокойно".
Пара месяцев и новосибирское метро будет автоматизировано полностью, осталась одна станция.