Трудно поверить. У этого штурмовика в следующем году юбилей - 70 лет. В войну он защищал западные границы советского союза. В 42-ом зенитный снаряд отправил самолет в болото. Топь спасла и пилота, и сам штурмовик. Трясина и метан "законсервировали" небесную машину. В 2005 ИЛ-2 подняли. В идеальном состоянии сохранилось почти 40% деталей. Остальные - восстановили новосибирские реставраторы.
Виктор Лушин, инженер компании "Авиареставрация": "Это деревянная, фанерная хвостовая часть. То есть, как она была сделана из шпона, то она сейчас повторена так же. То есть, здесь ничего от оригинального, отличающегося нет".
Впрочем, двигатель пришлось заменить на современный.
Ил-2 отличается не только своей боевой мощью, но и простой в управлении. Лётчики 2-ой мировой войны выходили в бой всего после 6-ти тренировочных часов. По всей видимости, это были физически очень крепкие люди. Всё, на что у меня хватает сил - это закрыть кабину пилота. Очень тяжело.
Разогнался, взлетел, набрал высоту. Как себя поведёт самолёт - никто не знает. Первый круг. Приземление. Почти идеально. Но техники находят к чему придраться. Что-то регулируют. И снова в небо.
5 кругов. 5 мягких посадок. В управлении Ил-2 так же прост как кукурузник - это первые слова испытателя. Но по спине всё равно бежит пот, признаётся Владимир Барсук.
Владимир Барсук, лётчик-испытатель: "И приятно, и волнительно. Всё-таки в эту бронеспинку вжимался настоящий лётчик".
В пятницу - новый этап испытаний. Штурмовик будет вооружён пушками и пулемётом. Как во времена своей боевой молодости.
Владимир Бернс, генеральный директор компании "Авиареставрация": "А это будут макеты? - Ну, если вы репортаж покажете милиционерам - то это будут макеты. А если не милиционерам, то там есть часть родных орудий. Там есть лафет, ну ствол, конечно, не родной".
У этой машины тысячи поклонников по всему миру. Восстановить её пытались многие. А подняли в небо только новосибирцы. Сегодня это единственный Ил-2 на земле, умеющий летать.