В середине февраля в военкоматах людей чуть ли не больше, чем в первый день любого призыва. Школьники становятся на первичный воинский учет. Большинству из них военкомы ровно через год с удовольствием вручили бы повестку.
Всего за год мировоззрение молодых людей меняется кардинально... Иван в строю не стоял. Говорит, если опытный врач при желании может найти любую болезнь даже у здорового человека, зачем терять год жизни.
Иван, противник военной службы по призыву: "За этот год много чего можно успеть в гражданской жизни. А пойти в армию и отдать долг Родине - это не модно и никому не нужно".
Многие призывники просто уходят в тень. Пока повестка не вручена под роспись, молодой человек даже уклонистом не считается. Его нельзя отдать под суд. Именно поэтому количество уголовных дел на них измеряется десятками. А в картотеке любого городского военкомата - сотни личных дел таких бегунов. Хватило бы на целый призыв.
Андрей Тайлаков, начальник отдела военного комиссариата Новосибирской области по Калининскому, Дзержинскому и Заельцовскому районам Новосибирска: "Те, кто не хочет призываться либо не находятся дома, либо делают временную регистрацию и находятся там".
В прошлом году работники военкоматов до конца декабря искали по всему Новосибирску таких призывников. Эффективность рейдов была небольшой. Чтобы выполнить рекордный план, на всякий случай готовили резерв - судимых молодых людей.
Александр Матвеев, заместитель военного комиссара Новосибирской области: "Мы на них рассчитывали, но установленное задание по линии министерства обороны нам не было дано".
Военкомы объясняют - "люди с запятнанным прошлым - это не бандиты и отморозки". Оступившись в молодости, сейчас стараются быть тише воды.
Сергей Харламов, начальник отдела военного комиссариата Новосибирской области по Октябрьскому, Железнодорожному и Центральному районам Новосибирска: "Многие ребята, которые нарушили закон, совершили преступления, но не были выявлены - и мы их отправляем в армию. А этих мы знаем, что от них ждать".
По оценкам областного военкомата, реальный план для области - три с половиной тысячи новобранцев. Если больше, то надо менять правила игры. Например, обязать всех молодых людей до 27-ми лет самим без повестки приходить в военкомат после опубликования указа о начале призыва.