Еще до начала работы у приемной уполномоченного по правам человека в Новосибирской области очередь. 20 новосибирцев записались на встречу предварительно, еще несколько приехали без звонка, в надежде - омбудсмен не откажет. У каждого длинная и трудная история, большие стопки документов и отчаянье в глазах. У Валентины Рябуцкой органы опеки забрали внука, считает - несправедливо - за пропущенные уроки, из детдома юноша сбегает домой.
Споры по поводу начисления пенсий, выделения земли льготникам, нарушения трудовых прав. На прием одного человека уходит не меньше получаса. Полсотни обращений в адрес омбудсмена уже пришли по почте. К кому-то Нина Шалабаева сама приедет домой.
Нина Шалабаева, уполномоченный по правам человека в Новосибирской области: "Вчера женщина звонила, рыдала, мы только в три захода смогли поговорить. Она колясочница - инвалид. И, наверное, на следующей неделе я к ней поеду, чтобы посмотреть документы. Потому что сама она приехать не сможет. Хотя бы выслушать человека. Потому что другая женщина сидела у нас больше часа - плакала, я ее успокаивала, потом она сказала: спасибо. Я говорю: за что? Она говорит: спасибо за то, что вы меня выслушали".
Выслушать, но разводить руками омбудсмену сегодня приходилось, когда речь заходила о расследовании уголовных дел. Вмешиваться в оперативную деятельность по закону уполномоченный не имеет права. Но есть и другие случаи, когда для решения проблемы оказалось достаточно одного звонка защитника прав человека. К кабинету уполномоченного по правам человека в Новосибирской области народная тропа не зарастет никогда. Но пока лично встречаться с гражданами она может лишь один раз в неделю - ее аппарат еще не укомплектован. В апреле график работы приемной должен перейти на ежедневный режим.